|
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ 1. Раскрывая том… Каждая книга, изданная с хорошим полиграфическим вкусом, оформленная оригинально и свежо, радует и книгопродавца и покупателя. И так как каждый новый успех в этой области нужно всячески приветствовать и поощрять, хочется сказать несколько слов о ценном опыте работы Полиграфкомбината Министерства культуры Казахской ССР (Алма-Ата), предпринявшего издание книги «Жизнь и творчество Абая». Один из экземпляров этой книги находится сейчас перед нами. На ее обложке мы видим силуэт Абая. Четко, на двух языках – казахском и русском – написано название книги, по краям обложки – орнамент, выполненный тушью, в национальном стиле. Раскрываем книгу и с интересом углубляемся в чтение рассказов и очерков С. Муканова, И. Шухова. Ю. Нагибина, М. Иманжанова и еще тринадцати авторов (просим прощения, что не приводим авторский список полностью). Рассказы и очерки посвящены современной жизни тружеников сельского хозяйства Казахстана. Правда, на 260 страницах этой книги нет ни одного слова, ни одного упоминания об Абае, – но, помилуйте, разве всем угодишь? Что касается одного из покупателей книги об Абае, студента К. Калиева, то он в своем экземпляре не обнаружил ни упомянутых рассказов, ни очерков. Зато взамен их он нашел в книге страницы из школьных учебников по алгебре и арифметике – с примерами и пояснениями. Вполне удачно экспериментировал алма-атинский Полиграфкомбинат и при оформлении первого тома произведений Касыма Аманжолова. Он избежал тут унылого однообразия. Получилось очень мило: далеко не все экземпляры этой книги похожи друг на друга. В некоторых опущены одни строфы и строчки, в иных – другие. Тут уж у читателя появляется чисто исследовательский интерес: он может делать догадки, может брать другие экземпляры и сличать их, может, наконец, дописывать от руки. В последнем случае особо интересны те экземпляры книги, в которых насчитываются десятки чистых страниц. Их можно использовать для записей, заметок, конспектов, писем, размышлений об оформлении книги... 2. «А у нас – наоборот» Скольким поэтам приходилось ломать голову. О чем писать? С чего начать? Чем кончить? И вот на помощь приходит критическое освоение классики. Берется, к примеру, тема: «Под Новый год». А конкретное решение? Для начала подыскивается подходящий эпиграф. Например, из Жуковского: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали. За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. Но ведь эти несознательные действия (религиозное празднество, гаданье, бесхозяйственное отношение к личной обуви) были свойственны прошлому веку. А сейчас? Тут-то и открываются самые широкие возможности для критической переклички эпох. Итак: Нет, у нас в селе под Новый год Девушки о счастье не гадали. Не бросали туфли, а, наоборот, – Новые на праздник покупали. Именно так и начинаются подлинные стихи Ф. Голубева «Под Новый год» (с упомянутым эпиграфом из Жуковского), напечатанные в сборнике «Литературная Вологда», вышедшем в конце прошлого года (редактор сборника – С. В. Викулов). Полностью приводить эти стихи не будем. Скажем только, что автор, обеспечив поголовно всех своих лирических героинь женихами («Лучшими из лучших в сельсовете»), в заключение варьирует все тот же удавшийся ему сюжетный ход: «Нет, неправда, в этот вечерок о судьбе девчата не гадали, туфелек они через порог, как бывало прежде, не бросали»... Как видим, в Вологде открыт новый, общедоступный метод создания стихов по принципу: «А у нас – наоборот!» с привлечением богатого классического наследия. Насколько он прост, свидетельствует хотя бы то, что нам, людям в поэзии не искушенным, сразу же удалось найти ряд удачных заготовок. Например: «Однажды, в студеную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз...» (а в нашей деревне увидишь, как в гору несется с дровишками электровоз), «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...» (он принимать себя заставил немедля кальцекс. Тот помог.) и, наконец, «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца...» (Тятя, тятя, в сельсовете – выступление пловца!)... Опубликовано под псевдонимом «Благодарный читатель» «Литературная газета», 28.01. 1956 г. Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски) |